Развитие зрения у детей различного возраста

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "развитие зрения у детей различного возраста" с комментариями нашего эксперта. Все вопросы вы можете задать в комментариях.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fexcimerclinic.ru%2Fupload%2Fimage%2Fbabycolor


Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fexcimerclinic.ru%2Fupload%2Fimage%2Fknow

На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fexcimerclinic.ru%2Fupload%2Fimage%2FbabybinoВ течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Читайте так же:  Активированный уголь от прыщей
Видео (кликните для воспроизведения).

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F2-10

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F2-%25D0%25B0-1

Зрение является одной из важнейших функций организма. И в связи с тем, что с каждым годом все больше детей сталкивается с близорукостью, дальнозоркостью и другими нарушениями, родителей все чаще начинает заботить этот вопрос. Им важно разобраться, откуда берется патология и можно ли на это как-то повлиять, пока ребенок еще совсем маленький. Ведь развитие зрения у детей проходит несколько этапов на протяжении всего периода взросления. И следует знать, как можно повлиять на зрение будущего ребенка, пока он еще находится в утробе матери.

Вы уже имели возможность познакомиться с тем, как влияет здоровый сон ребенка на его развитие, а в этой статье мы поговорим о зрении и его улучшении у детей.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F3-10

Известно, что зрение развивается у деток еще до момента их рождения. И на правильное функционирование зрительных центров головного мозга будет влиять то, как женщина в период беременности заботится о себе и как она сама подходит к столь важному периоду. Следует во всем прислушиваться наблюдающего врача, выполнять его рекомендации касающиеся питания и режима дня.

Чтобы уже у рожденного малыша не возникло никаких проблем со зрением, женщине надо исключить употребление алкогольных напитков, перестать курить и, конечно, полностью забыть о наркотических веществах. Все эти токсины могут спровоцировать появление серьезных патологий у будущего малыша, в том числе и касающихся зрительной системы. Особенно опасным становится курение. Вдыхаемый дым содержит огромнейшее количество химических соединений, наносящих вред и малышу, и его маме.

Также опасным может стать прием многих лекарственных препаратов в период беременности. Больше всего это касается Аспирина. Употребление такого рода медикаментов ведет к рождению ребенка с очень маленьким весом, что содействует замедленному общему развитию. А это негативно влияет и на нормальное функционирование зрительной системы. Поэтому если в период вынашивания малыша возникает необходимость принимать какие-нибудь лекарственные препараты, то предварительно следует пройти консультацию у своего лечащего врача, который решит, целесообразно ли пить медикаменты, даже если они изготовлены с использованием растительных компонентов.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F4-10

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F4-%25D0%25B0-1

Зрительная система только что рожденного ребенка еще лишь формируется. Поэтому на протяжении нескольких первых недель мелкие детали малышам не видны. Изображение, возникающее перед ними, носит нечеткие очертания. И что интересно, оно в основном содержит серые оттенки. А вот формироваться зрение начинает уже спустя 2 месяца. И в этот период родители должны наблюдать за своим чадом, чтобы заметить нарушения, если они вдруг начнутся.

Все детки появляются на свет с некоторой степенью дальнозоркости. Это обусловлено немного другой формой глазного яблока, нежели у взрослых. Оно меньше в диаметре, и его форма немного сплюснута. Однако в процессе взросления малыша его глаза также растут, и система зрения постепенно приходит в норму. И к 3 годам он должен уже видеть хорошо. Но вот если при рождении количество диоптрий больше, чем должно быть, тогда даже в период взросления дальнозоркость не исчезнет.

Встречаются и такие случаи, когда глазное яблоко не прекращает свой рост, и тогда развивается миопия. А иногда у новорожденных уже имеется астигматизм. Данная патология изначально, в большинстве случаев, развита слабо и обычно к концу первого года проходит сама по себе. Но вот если астигматизм выявлен в превышении одной диоптрии, тогда и в юношеском возрасте это будет негативно влиять на качество зрительных возможностей. И в этом случае может понадобиться коррекция.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F5-10

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F5-%25D0%25B0-4

Когда родители сталкиваются с одной из этих патологий у своего чада, им следует сразу обратиться за консультацией к специалисту. Не стоит ждать, пока наступит определенный возраст, чтобы начинать принимать какие-то меры. Ведь промедление может привести не только к существенному снижению зрительных возможностей, но и к развитию некоторых заболеваний глаз. В основном речь идет о косоглазии и амблиопии. И чтобы вовремя заметить имеющиеся нарушения, проверять зрение малыша следует с определенной регулярностью. Необходимо пройти и обследование на зрачок, когда выявляется, широкий он или узкий. Для этого ребенку закапывают препарат Атропин в течение первой недели рождения. Это помогает уже на начальной стадии определить некоторые имеющиеся патологии.

В родильном доме специалист должен обязательно осмотреть глаза ребенка, чтобы сразу исключить наличие катаракты или других врожденных заболеваний. Такие недуги следует лечить на начальном этапе, чтобы потом снизить отрицательное их влияние на процесс развития и формирования детского зрения.

Родителям не стоит в первые недели беспокоиться о том, если их малыш не фокусируется на предметах, приближенных к его лицу. Дело в том, что это считается нормой. Ребенку потребуется время, чтобы научиться это делать. Но чтобы помочь ему, специалисты не рекомендуют родителям в первый месяц резко и кардинально менять свою внешность. Также стоит знать, что глазки ребенка не очень чувствительны к яркому свету. Поэтому ночью в его комнате можно спокойно оставлять включенный ночник.

Что касается различия цветов, то постепенно новорожденный их тоже начинает отличать между собой. Серость исчезает. Однако проблема может возникнуть с фиолетовым и синим цветами, так как они для детского восприятия даются с трудом. Но в последующем это проходит. И чтобы на ранних этапах стимулировать детское зрение, мамы и папы могут чаще использовать предметы и игрушки ярких цветов, надевать контрастные вещи и знакомить свое чадо с вещами разнообразных форм. Эти же рекомендации касаются и оформления комнаты, а также спального места ребенка.

Читайте так же:  Пошив и оформление диванных подушек

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F6-10

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F6-%25D0%25B0-2

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F7-10

Начиная с 5 недели, с детским зрением происходят изменения. Именно в такой период его острота усиливается. Младенец учится неотрывно вести свой взгляд за предметами, которые двигаются возле него. Поэтому ручка малыша постоянно тянется за игрушкой, которая маячит возле лица либо висит сбоку кроватки. Родители могут заметить, что их чадо начинает поворачивать голову, пытаясь перевести взгляд с одного интересного предмета на другой. В этот же период глазки приобретают чувствительность к свету.

В 2 и 3 месяца специалисты советуют мамам и папам каждый день знакомить ребенка с новыми предметами и объектами, которые будут отличаться размером, расцветкой и формой. Очень полезно, если часто будет меняться расположение самой кроватки. Можно брать малыша на руки и медленно ходить с ним по комнате, чтобы он визуально знакомился с интерьером и с окружающим миром. Это все поможет стимулировать зрение. При этом следует разговаривать с ним и рассказывать ему о новых вещах. В течение дня нужно обязательно выкладывать младенца на живот, что позволит ему получать первый не только двигательный, но и зрительный опыт. А к концу третьего месяца следует нанести визит офтальмологу, чтобы исключить имеющиеся нарушения.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F8-10

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F8-%25D0%25B0-4

Ближе к четвертому месяцу родители могут заметить, что их ребенок пытается схватить солнечный блик на своем одеяле либо потрогать цветочный орнамент на маминой одежде. И это говорит о хорошем развитии его зрительной системы. В такие моменты он учится оценивать расстояние до понравившихся предметов и их объемность. Детки знакомятся с понятием плоскости.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F9-10

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F9-%25D0%25B0-2

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F9-%25D0%25B1

Когда малышу исполняется 6 месяцев, его головной мозг проходит свой этап формирования, особенно в части активизации зрительного центра. Он начинает более четко видеть окружающее пространство с мельчайшими деталями и предметами. Само движение глаза меняет свою скорость и становится быстрым. Ребенок уже с полной точностью наблюдает за игрушками и родителями, которые передвигаются по комнате.
Острота зрения малыша тоже к этому времени сильно улучшается. Он уже умеет различать все присутствующие в комнате цвета. Родители могут определить координацию ребенка. Она прямо прослеживается между глазами и действием его рук. Это позволяет деткам в свои 6 месяцев быстро находить нужные игрушки или вещи, брать их в ладошки и направлять, например, в рот. И конец 6 месяца тоже является тем рубежом, когда снова надо будет посетить офтальмолога.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F10-10

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F10-%25D0%25B0-3

В этот возрастной период дети должны научиться абсолютно точно координировать свое зрение со всеми движениями, которое делает их тело. Это позволит им правильно визуально оценивать расстояние до предполагаемого объекта. В итоге малыш уже более быстро и точно хватает лежачий перед ним предмет, а также умеет бросать его по направлению к маме или папе.

В этот период родители должны быть крайне внимательными. Дело в том, что ребенок начинает очень активно исследовать весь окружающий мир. Из-за этого некоторые детки сталкиваются с травмами глаз. Чтобы избежать этого и развить координацию своего чада, можно попробовать использовать различные игры, где требуется соизмерять скорость и расстояние, а также фокусировать свое зрение.

Чтобы родителям самостоятельно понять об отсутствии проблем с развитием зрительной системы, они должны понаблюдать за своим малышом. Он должен уже уметь различать самые мелкие и крупные игрушки, видеть миниатюрные детали, а также замечать и реагировать на перемещение фигурок.

Когда ребенку исполнится год, родители снова должны нанести визит офтальмологу. В этот период взросления врач может обнаружить имеющиеся нарушения, которые в последующем будут оказывать свое негативное влияние на развитие зрения у детей. В первую очередь это касается деток, входящих в зону риска, например, у которых один или сразу оба родителя столкнулись с нарушениями зрения. Также если ребенок был рожденным недоношенным и с очень маленьким весом, а еще, если кто-то из близких родственников болеет таким заболеванием, как глаукома.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F11-10

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F11-%25D0%25B0

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F11-%25D0%25B1

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F12-10

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F12-%25D0%25B0-2

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fmon-mari.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2F12-%25D0%25B1

Самим родителям очень сложно вовремя заметить и определить нарушения, которые имеются у их ребенка с органами зрения. Поэтому обязательно посетить специалиста надо будет в 3 года, в 5 лет и перед походом в школу (6-7 лет). Такой профилактический осмотр позволит выявить уже имеющиеся проблемы. Особенно если это касается развития дальнозоркости или близорукости. Иногда в таком возрасте дети сталкиваются с такими недугами, как амблиопия и косоглазие. К их терапии нужно приступать на ранних стадиях, так как потом могут возникнуть определенные трудности.

Помимо этого, мамы и папы должны постараться сохранить хорошее зрение своего ребенка. Поэтому нельзя разрешать ему долго смотреть мультики по телевизору или компьютеру. Не стоит ему в ранние годы давать планшет. Его детки обычно достаточно близко держат возле глаз, что постепенно приводит к снижению зрительных возможностей. Также нельзя позволять ребенку смотреть телевизор в лежащем положении и при полном отсутствии света. Во время такого просмотра на зрительную систему оказывается колоссальная нагрузка, что приводит к нарушениям глазного давления и к изменению структуры хрусталика. Выполняя все эти несложные рекомендации, родители смогут помочь своему ребенку сохранить четкость зрения.

А еще специалисты советуют приучить своего малыша регулярно делать гимнастику для глаз, особенно если на них оказывалась нагрузка. Это могут быть вращения в обе стороны, резкое закрытие и открытие глаз. Родители должны быть бдительными до того момента, пока ребенок пойдет в школу. И если он жалуется на жжение и усталость глазок, белок при этом заметно краснеет, либо малыш рассказывает о том, что видеть он стал хуже, тогда откладывать визит к врачу не стоит. Заболевания глаз имеют свойство прогрессировать, поэтому их лучше выявлять и лечить на самих ранних этапах.

Читайте так же:  Особенности макияжа для фото- и видеосъёмки

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.cheldeti.ru%2Fuploads%2Frazvitie_zreniya_detey

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире – пожалуй, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи.

Орган зрения ребенка состоит из глазного яблока, зрительных нервов и зрительных центров в головном мозге. В глазном яблоке расположены его оптическая система и светочувствительный слой – сетчатка. Оптическая система глаза состоит из роговицы, передней и задней камер, заполненных водянистой влагой, хрусталика и стекловидного тела. Вокруг глаза расположены глазодвигательные мышцы. Оптическая система создает изображение на сетчатке, в клетках которой происходит трансформация световых сигналов в нервный импульс. Нервный импульс по зрительному нерву передается в головной мозг.

Движения глаз осуществляется с помощью шести мышц. Глаза находятся в непрерывном движении; существуют разные виды движения глаз.

Орган зрения ребенка проходит несколько этапов развития.

Первый этап – это формирование предметного зрения. В первые дни жизни взгляд у ребенка блуждающий, движения глаз не сопряжены. К 2-3 месяцам появляется предметное зрение – ребенок смыкает веки при быстром приближении предмета, рассматривает свои ручки, узнает материнскую грудь.

В 6-8 месяцев у ребенка возникают способности различать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркале, в 12 месяцев узнавать себя на фотографиях. В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ребенка ходить и исследовать окружающие удаленные объекты с помощью не только глаз, но и рук. Ко второму году жизни дети уже могут различать рисунки.

Второй этап – это формирование бинокулярного зрения.

Бинокуляное зрение означает зрение двумя глазами. Наивысшая степень бинокулярного зрения обозначается как глубинное, пространственное, стереоскопическое. Восприятие глубины возможно только двумя глазами. Зрение одним глазом дает представление лишь о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве.

Бинокулярное зрение – важная зрительная функция. Формируется бинокулярное зрение к 7-15 годам. Но уже с 6-8 недельного возраста появляются ассоциированные одноименные движения, когда глаза направляются в одну сторону. С 3-го месяца возникает конвергенция, также имеющая значение для развития бинокулярного зрения. С 5-6 месяцев начинает формироваться фузия – способность к слиянию изображений, появляющихся на обеих сетчатках, в однокорковое. Фузия укрепляется 5-6 годам. Фузия может быть врожденно слабой, а то и вовсе отсутствовать. Отрицательно действуют на фузию истощающие заболевания, повреждение черепа, психические травмы, ослабляя и даже уничтожая фузионную способность.

Третий этап – это эмметропизация глаз.

Подавляющее большинство детей (по разным данным – до 80% и более) рождаются гиперметропами, что обусловлено короткой передне-задней осью глазного яблока новорожденного (16-18vмм).

По мере роста глазного яблока гиперметропия постепенно уменьшается до +1,0D или переходит в эмметропию.

Проверка глаз и зрения у детей младшего о дошкольного возраста должна осуществляться как можно раньше. Как можно проверить зрение малыша, что он именно видит? Такая проверка осуществляется косвенным образом: малыш сидит на руках у мамы, один глаз у него прикрыт, и ему показывают игрушки, яркие картинки. Начиная с года остроту зрения у детей можно исследовать с помощью показа им с различных расстояний неодинаковые по величине игрушки, с трех лет – детские таблицы для определения остроты зрения.

Следует помнить, что острота зрения, равная 1,0 и более, формируется у большинства детей к 6-7 годам. Поэтому не всегда зрение меньше 1,0 обязательно связано с какими-то аномалиями или патологическими изменениями со стороны зрительного анализатора.

В 1 год – 0,3-0,6; в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-1,0; в 4 года – 0,7-1,0; в 5 лет 0,8-1,0; в 6-7 лет – 0,9-1,0; в 8-15 лет 0,9-1,0.

Исследование остроты зрения у детей имеет очень важное значение. Ее нарушение может свидетельствовать о ряде тяжелых заболеваний, связанных с нарушением свойств роговицы, хрусталика, стекловидного тела, сетчатки, зрительного нерва и зрительных центров.

Аномалии рефракции являются клинико-анатомическим признаком, наиболее часто встречающимися у детей с патологией зрения. Дальнозоркость и дальнозоркий астигматизм – одна из частых причин понижения зрения в детском возрасте. По данным медицинского осмотра детей это патология составляет 37,1%. На втором месте – слабость аккомодации – 29%. Близорукость чаще стала встречаться в дошкольном возрасте, удельный вес составляет 7,4%.

Установлено, что количество близоруких школьников увеличивается по мере перехода с юга на север.

Косоглазие – сложный зрительный дефект, который отрицательно сказывается на функциях глаза и внешнем облике ребенка. На земном шаре имеется около 120 миллионов косящих. Оно отрицательно влияет на психическое развитие ребенка и ограничивает профессиональную пригодность во многих гражданских профессиях и военных специальностях.

Основной симптом косоглазия – это нарушение в симметричном положении глаз при взгляде прямо или при других направлениях взора. Принято различать сходящееся косоглазие и расходящееся. Нередко имеется вертикальный компонент. Предупреждение развития косоглазия и его осложнений является одной из важнейших задач работы по охране зрения у детей. Родовые кровоизлияния в центральную нервную систему – одна из частых причин паралитического косоглазия. Индивидуальная профилактика косоглазия у каждого ребенка состоит в охране его зрения с первых дней жизни. Недостаточное, а равно слишком яркое освещение, прямые солнечные лучи, свет от незащищенной лампы неблагоприятны для глаз. Подвешивание игрушек на близком расстоянии от ребенка вызывает напряжение аккомодации и конвергенции, может способствовать развитию косоглазию и близорукости. Лечение косоглазия – очень сложный и длительный процесс.

  • Патология хрусталика. Наиболее распространенной патологией хрусталика является его помутнение – катаракта. Катаракта – одна из причин слепоты и слабовидения у детей.
  • Патология сосудистого тракта – это чаще всего врожденные хориоретиниты тосоплазмозной этиологии.
  • Патология зрительного нерва – это атрофии зрительного нерва, врожденные аномалии развития зрительного нерва.
  • Врожденная глаукома или «водянка глаза» – это повышение внутриглазного давления.
  • Ретинобластома –это злокачественная опухоль на глазном дне(сетчатке).
  • Ретинопатия недоношенных.
  • Патология сетчатки – это дистрофии, отслойка сетчатки при высокой степени близорукости, при травмах, при сотрясениях тела.
Читайте так же:  Как избавиться от запаха ног лучшие средства от запаха ног

Крупнейший немецкий естествоиспытатель прошлого века Г. Гельмгольц писал: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы».

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Flady7.net%2Fimages%2Fstories%2Fdeti%2Fosobennosti-zrenija-u-detej

Новорожденный появляется на свет с системой зрительного восприятия, очень непохожей на аналогичную систему взрослого человека. В дальнейшем и оптический аппарат, и те органы, которые отвечают за получение «картинки» и ее интерпретацию головным мозгом, подвергаются весьма существенным изменениям. Несмотря на то, что процесс развития полностью завершается к 20-25 годам, наиболее масштабные изменения органов зрения приходятся на первый год жизни ребенка.

В течение всего периода внутриутробного развития органы зрения малышу практически не нужны. После рождения система зрительного восприятия начинает бурно развиваться. Основным изменениям подвергаются:

Некоторые детишки появляются на свет с дефектами век, а также слезных желез или слезовыделительных протоков. В дальнейшем это может стать причиной развития патологий зрения.

Специфика строения зрительного аппарата новорожденного является причиной того, что малыш видит плохо. Со временем система восприятия изображения совершенствуется, и недостатки зрения исправляются:

  • Изменение конфигурации глазного яблока приводит к коррекции врожденной дальнозоркости, которая наблюдается у подавляющего большинства новорожденных (около 93%). У большинства трехлетних детишек форма глаз практически такая же, как у взрослых;
  • Нормальная иннервация роговицы возникает уже у годовалого ребенка (к 12 месяцам полностью развиваются соответствующие черепные нервы). Геометрические параметры роговицы (диаметр, радиус кривизны, толщина) окончательно формируются к семи годам. При этом оптимизируется преломляющая сила этого элемента оптической системы, исчезает физиологический астигматизм;
  • Мышцы, расширяющие зрачок, приобретают возможность нормально работать, когда крохе исполняется 1-3 года (это очень индивидуальный процесс). Содержание меланина в организме тоже нарастает у всех ребятишек по-разному, поэтому цвет радужки может оставаться нестабильным до 10-12 лет;
  • Изменения формы хрусталика происходят у человека всю жизнь. Для малышей решающим моментом является становление навыка аккомодации (возможности фокусировать взгляд на различных расстояниях), которое происходит в первые месяцы жизни. Кроме того, с развитием хрусталика возрастает его преломляющая сила;
  • Оптимизация размеров и формы глазницы за счет роста костей черепа, которая завершается к 8-10 годам.

Основной особенностью зрения у детей является врожденное несовершенство оптического аппарата и системы интерпретации изображения. Если развитие крохи идет нормально, к трехмесячному возрасту он получает навыки пространственного восприятия, к полугоду – умеет видеть предметы в трехмерном изображении и прекрасно различает цвета. Острота зрения, очень низкая у малышей, достигает уровня, характерного для взрослых, приблизительно к 5-7 годам.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.ochkov.net%2Fwiki%2Fstorage%2Fapp%2Fuploads%2Fpublic%2F5ac%2Ff79%2F3f0%2F5acf793f0fc75864902939

Бинокулярное зрение — это сложный механизм, благодаря работе которого человек видит объемно и может нормально ориентироваться в пространстве. Как и большинство зрительных функций, бинокулярность начинает развиваться с детства. Как происходит этот процесс, какие стадии он проходит, и как его контролировать?

Глаза ребенка и зрительная система начинают развиваться практически с самого рождения. Уже в первые секунды после появления на свет у младенца есть некоторые безусловные рефлексы органов зрения в виде реакции зрачков на свет, есть попытки слежения глазами за движущимися объектами. По мере роста и взросления ребенка формируются и другие зрительные функции.

Самая первая такая функция — светочувствительная. Она появляется сразу после рождения. Светочувствительность становится основой формирования всех остальных функций зрения. При попадании световых лучей на сетчатку глаза новорожденного зрительный образ не возникает, но уже наблюдаются защитные реакции зрачков. Световая чувствительность постепенно повышается, а зрительные функции совершенствуются.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.ochkov.net%2Fwiki%2Fstorage%2Fapp%2Fmedia%2F1%2Fformirovanie-binokulyarnogo-zreniya-u-detej%2F6

Примерно на 2-3-ем месяце появляется центральное зрение. Оно развивается и со временем ребенок от способности находить предмет глазами доходит до способности распознавать его и отличать от других предметов. Центральное зрение у детей до года развивается и совершенствуется очень быстро. В 4-6 месяцев они реагируют на лица, на 7-ом месяце распознают формы предметов, геометрические фигуры. Также постепенно повышается острота зрения. Параллельно с ее развитием наблюдается становление цветовосприятия. Дети начинают распознавать цвета в 2-6 месяцев. Окончательно формируется цветовосприятие к 4-5 годам. Позднее всех этих зрительных функций развивается бинокулярное зрение.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.ochkov.net%2Fwiki%2Fstorage%2Fapp%2Fmedia%2F1%2Fformirovanie-binokulyarnogo-zreniya-u-detej%2F2

Бинокулярное (стереоскопическое, пространственное) зрение — это способность видеть мир объемно, различные формы, размеры предметов и расстояние между ними. Работает эта функция зрительного аппарата, главным образом, за счет фузионного рефлекса. Он представляет собой соединение двух изображений от обоих глаз в одну картинку. Объединение этих изображений происходит в коре головного мозга, который получает сигналы от органов зрения и обрабатывает их. Для существования пространного восприятия необходим ряд условий:

  • острота зрения не ниже, чем 0.4 на обоих глазах;
  • отсутствие анизометропии (отличия в рефракции левого и правого глаз);
  • симметричное положение глаз и согласованные их движения;
  • отсутствие патологий в виде помутнений сетчатки, роговицы и хрусталика;
  • изейкония (оба глаза видят равные по размерам объекты);
  • нет повреждений центральной нервной системы.
Читайте так же:  Виноградное масло для лица - глубокое увлажнение, омоложение и питание

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.ochkov.net%2Fwiki%2Fstorage%2Fapp%2Fmedia%2F1%2Fformirovanie-binokulyarnogo-zreniya-u-detej%2F5

Как уже было сказано выше, острота зрения и другие функции начинают формироваться с рождения, поэтому нормальное их развитие, отсутствие глазных заболеваний и патологий нервной системы являются залогом развития бинокулярности.

Есть несколько этапов, в течение которых происходит закладывания основ для развития стереоскопического восприятия:

  • После появления на свет малыш еще не имеет сознательного зрения, глазные движения его хаотичны, а взгляд блуждающий. Бинокулярного зрения на этом этапе нет, так как для его функционирования необходимы согласованные движения глазных яблок.
  • Примерно через две недели или через месяц увеличивается светочувствительность, более яркое освещение «вынуждает» младенца фиксировать взгляд на предметах, удерживать глазные яблоки неподвижно, смотреть на свет более пристально.
  • К концу первого и началу второго месяца у новорожденного пропадает бесцельное блуждание глаз. Их движения становятся параллельными, симметричными и согласованными.

На всех этих этапах бинокулярного (пространственного) зрения нет, но развиваются и устанавливаются физиологические основы для его формирования. Можно сказать, что стереоскопическая система уже начинает развиваться при неполноценной сформированности монокулярных систем зрения.

В течение второго месяца малыш уже осваивает ближнее пространство. Сначала он видит все в двух измерениях (по высоте и ширине). Осязание помогает углублять ближнее пространство. Так у ребенка появляется первое представление об объемности. Хватательный рефлекс развивается у детей примерно в 4 месяца. Им еще сложно распознать расстояние до объектов, они ошибаются при определении их объемов, но, в целом, оценивают пространство верно.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.ochkov.net%2Fwiki%2Fstorage%2Fapp%2Fmedia%2F1%2Fformirovanie-binokulyarnogo-zreniya-u-detej%2F3

Дальнее пространство малыш начинает осваивать с 6-го месяца. Он ползает, пытается встать на ноги, что дополняет осязательную функцию. В этот же период происходят изменения в сетчатке — величина изображений на ней увеличивается. Кроме того, укрепляются мышцы глаз. Их движения приобретают согласованный характер. Обычный механизм ориентации в пространстве, основанный на рефлексах, усложняется. Восприятие превращается в продукт мозговой активности. Дальнейшее формирование пространственного (бинокулярного) зрения теперь напрямую связано не только с глазами, но и с познавательной деятельностью.

Таким образом, бинокулярное зрение у детей до года находится в состоянии формирования. Создаются все необходимые условия для его развития. С первого года бинокулярность формируется быстрее. Серьезные изменения качественного характера наблюдается в возрасте 2-7 лет. Параллельно с этим развивается речь, абстрактное мышление. Окончательно пространственное восприятие формируется к 12-14 годам. На протяжении всех этих лет нужно внимательно следить за развитием зрения ребенка, чтобы вовремя выявить отклонения и устранить их.

Она осуществляется либо при наличии офтальмологических болезней (нистагм, косоглазие), либо в ходе планового осмотра в детском саду или школе. Оценивается бинокулярность различными способами. Зачастую офтальмологи используют для проверки опыт с призмой. Он является объективным и позволяет оценить состояние зрительного аппарата у малолетних детей. Врач закрывает один глаз пациента призмой с силой 8-10 диоптрий. Она изменяет направление лучей, в результате чего глазное яблоко изменяет свое положение. В это время окулист наблюдает за другим глазом. Через 20-30 секунд он убирает призму. У испытуемого в этот момент должна возникнуть диплопия — двоение изображения. Однако фузионный рефлекс возвращает глаз в первоначальное положение и двоение пропадает. Опыт повторяется с другим глазом. Если результат такой же, врач делает заключение о наличии бинокулярности. Если движения глаз не согласованы, определяется, какой из них ведущий. Самой частой патологией, которая сопровождается нарушениями пространственного зрения, является косоглазие. Есть различные формы и причины этого заболевания. От них зависит лечение. Важно начать его своевременно, иначе один глаз может утратить зрительные функции.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.ochkov.net%2Fwiki%2Fstorage%2Fapp%2Fmedia%2F1%2Fformirovanie-binokulyarnogo-zreniya-u-detej%2F1

Есть и другие методы оценки бинокулярного зрения. Их можно провести самостоятельно. В числе таких методов — опыт Соколова. Пациент должен посмотреть вдаль правым глазом через свернутый в трубку лист бумаги. Левую ладонь нужно держать на дистанции 15 см от неприкрытого трубкой глаза. Если зрение бинокулярное, то ребенок увидит тоннель в ладони, а через него — изображение, получаемое правым глазом. Эксперимент можно провести над обоими зрительными органами.

Еще один доступный в домашних условиях способ проверки зрения — проба с промахиванием. Для опыта нужны два карандаша, один из которых необходимо держать вертикально, а другой — горизонтально. Разведя руки в стороны, ребенок должен соединить кончики карандашей. Если нет нарушений зрения, сделать это будет легко.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.ochkov.net%2Fwiki%2Fstorage%2Fapp%2Fmedia%2F1%2Fformirovanie-binokulyarnogo-zreniya-u-detej%2F7

Проверить с помощью этих методов зрение ребенка достаточно сложно. Конечно, подросток может и сам это сделать, а, например, дошкольника придется заинтересовать какой-либо игрой. Провести проверку у совсем маленьких детей (до года) этими способами невозможно. Это можно сделать только в кабинете специалиста. В его распоряжении есть необходимое оборудование, которое дает возможность не только определить характер зрения (монокулярное или бинокулярное), но и установить причины патологии, если таковая будет обнаружена. В домашних условиях можно получить лишь приблизительные результаты, которые просто дадут представление о наличии или отсутствии пространственного зрения.

Изображение - Развитие зрения у детей различного возраста 498766
Автор статьи: Диана Куликова

Здравствуйте. Меня зовут Диана. Я уже более 7 лет работаю косметологом. Я считаю, что являюсь профессионалом своего дела и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте необходима ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here